Философия как мировоззрение и система знаний являются достоянием духовной культуры каждого народа и каждой исторической эпохи. Одновременно ее можно назвать высшим достижением, обобщением и самоосмысления общечеловеческого опыта, знания и культуры. Недаром Цицерон говорил, что «философия — это культура ума». Если представить себе все достижения человечества в виде пирамиды, то духовно-интеллектуальной верхушкой этой пирамиды должна быть именно философия, которая со своей высоты взирает на весь пройденный человечеством путь, все коллизии, драмы и надежды. Она задает смысложизненные ориентиры человечеству, каждому народу и каждому человеку. Иными словами, философия выполняет на протяжении всей истории соответствующие, присущие ей функции. Среди них можно выделить следующие:

1. Рефлексивно-критическая — философия возникает и всегда функционирует прежде всего как критика устоявшихся представлений и мыслей, здравого смысла, что на греческом языке обозначается как doxa (докса). Потому-то философия всегда была и есть «парадокса», парадоксальной мыслью, что возвышается над здравым смыслом, представлениями большинства. В размышлениях о мире и мировоззренческих проблемах философия не ссылается на «мнение авторитета» — политического, религиозного или даже философского. Для нее высшим аргументом является «Авторитет Мысли». В этом плане кредо всех философов высказал древнегреческий мыслитель Аристотель, имея в виду своего учителя Платона: «Дорог мне Платон, но Истину я люблю больше».

Для философских размышлений присуща рефлексия, то есть не беспристрастное размышление, а осмысление, с одной стороны, сущности мира и вещей, а с другой — осознание, выражение и понимание человеком своего собственного состояния и отношение к этим вещам и миру, а также к суждениям о них. Понятно, что в таком случае мысли не могут совпадать с предыдущими соображениями, что и побуждает к дальнейшим поискам истины. Вот почему для настоящей философии присущ плюрализм (множественность) позиций, мнений, идей, концепций, которые признаются одинаково важными и равноценными.

2. Мировоззренческая — тут философия, как это видно из предыдущего изложения, выступает как специфическое мировоззрение, а именно как теоретическое обобщение человеком своего отношения к миру и определение смысла жизни.

3. Методологическая — философия играет роль теории общих методов науки и установок практической жизни человека.

4. Гносеологическая — философия является общей теорией знания и познания, т.е. выясняет общие закономерности процесса познания как средства достижения истины, определяет познавательные возможности человека.

5. Педагогически-воспитательная — философия со времени своего зарождения и до наших дней является педагогической дисциплиной, поскольку она может функционировать только в процессе учебной деятельности (учитель — ученик), с привлечением соответствующих дидактических приемов и средств для взращивания ума. Именно так и развивалась философия, в частности, в древней Греции (Пифагорейская школа, платоновская Академия, Аристотелевский Лицей…) Философия выступает как наука жизни, а ее создатели — как мудрые учителя человечества. Именно через эту функцию философия как учебная дисциплина охватывает наибольшую массу молодых людей и через них обеспечивает свое непрерывное бытие.

6. Культуротворческая (человекотворческая) — приведенные выше и другие функции философии в своей совокупности можно определить как такие, что, с одной стороны, предстают как неотъемлемые структурные элементы живого организма культуры, а с другой — как факторы ее формирования. Вот почему они направлены и на формирование самого человека через выработку его смысложизненных установок и привлечения к высшим духовным ценностям, аккумулированных и осмысленных в философских учениях прошлого и произведениях сиюминутных мыслителей.

Итак, подытоживая изложенную тему, следует сказать, что философия зародившись в недрах древнего общества, достигшего соответствующего социально-экономического положения, уровня образования и демократии, продолжала функционировать на всех этапах исторического развития. Она через своих спикеров задавала высокие духовно-культурные ориентиры, к которым стремилось человечество и каждый отдельный человек в осуществлении своего жизненного призвания и универсально-мирового назначения.

Кроме того, определив философию как систему знаний и мировоззрения, следует указать еще на такие ее особенности:

1. Философия стремится решить те острые, смысложизненные вопросы, которые выдвигает соответствующая историческая эпоха. «Философия — суть, постигнутая мыслью» (Гегель).
2. Философия является неотъемлемым и высшим проявлением духа народа.
3. Философия — вершина горы, с которой философ созерцает прошлое и предсказывает будущее — своего народа и человечества.

Настоящая философия персонифицирована, т.е. создается и представляется личностями. Вот почему каждый философ хочет быть услышанным, и его произведение или система — его исповедь и проповедь. «Философ должен говорить о себе, как лирический поэт» (Ф. Шлегель).

БезопасностьНовостиновости,философияФилософия как мировоззрение и система знаний являются достоянием духовной культуры каждого народа и каждой исторической эпохи. Одновременно ее можно назвать высшим достижением, обобщением и самоосмысления общечеловеческого опыта, знания и культуры. Недаром Цицерон говорил, что 'философия - это культура ума'. Если представить себе все достижения человечества в виде пирамиды, то...ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ О СИСТЕМАХ БЕЗОПАСНОСТИ