Действующий с 1 сентября регламент ГИБДД, регулирующий действия инспекторов на дороге, подвергся резкой критике на заседании комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству в четверг. Депутаты даже назвали его «тоталитарным» и не соотносящимся с Конституцией России.

Кроме того, они подготовили письмо на имя статс-секретаря — замминистра внутренних дел Николая Овчинникова, где сформулировали все свои претензии к новому ведомственному документу. Приглашенный на заседание комитета замначальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин удивился столь резким отзывам законодателей, упирая на то, что обсуждаемый документ является всего лишь должностной инструкцией для сотрудников ГИБДД, которая прописывает, как им подходить, представляться и общаться с водителями, как осматривать транспортное средство, чем различаются термины «осмотр» и «досмотр» автомобиля и т.д.

«Документ, которым можно кошмарить весь народ»

«Мы обратились в законодательный комитет для того, чтобы нам разъяснили, что можно считать проверкой судей, депутатов и прокуроров за рулем, — заявил «Газете» Кузин. — Это просто осмотр транспортного средства с составлением рапорта или еще написание административного протокола?» 19 сентября Генпрокуратура опротестовала ряд статей нового регламента, которые уравнивали прокуроров, судей и депутатов со всеми участниками дорожного движения. Согласно новому документу сотрудники ГИБДД получили право выписывать им штрафы или даже лишать водительских удостоверений совсем как рядовых автолюбителей. МВД протест удовлетворило, и регламент изменился.

» Теперь сотрудники ГИБДД в случае правонарушений со стороны этих категорий водителей могут лишь позвонить в прокуратуру и вызвать ее сотрудников на место происшествия. Но что делать, если человек пьян? Даже если он депутат или судья, мы что, должны отпустить его прямо за рулем автомобиля?» — недоумевал Кузин.

Депутаты сохраненной стараниями Генпрокуратуры привилегии на дороге оказались не рады.

«Протест Генпрокуратуры был направлен на защиту нас с вами, хорошеньких, — заявил на заседании первый зампред комитета единоросс Александр Москалец. — В то же время к подавляющему большинству участников дорожного движения никакого отношения он не имеет. Мы так ненароком спокойненько построим милицейское государство » . Он продолжил свою образную речь словами о том, что, пока президент запрещает силовым органам «кошмарить бизнес», МВД издает документ, «которым можно кошмарить весь народ».

Особенно членов комитета возмутило положение регламента, разрешающее сотрудникам ГИБДД останавливать любого участника дорожного движения для проверки документов.

» Для чего нужно останавливать тех, кто ничего не нарушает на дороге, едет пристегнутым, с включенными фарами, по своей полосе? — задал риторический вопрос Москалец. — Таких водителей надо поощрять. А в этом регламенте милиционерам разрешается проверять документы даже у пассажиров автобусов! » В письме, подготовленном по итогам заседания в четверг, указано, что норма о проверках документов у всех, кто передвигается на колесах, противоречит Конституции и нарушает права и свободы граждан. Критика звучит и по поводу нескольких нечетких формулировок, которые носят двусмысленный характер.

Кузин в ответ попросил депутатов сформулировать претензии ко всем конкретным статьям, которые им не понравились. Как бороться с тоталитарным характером документа в целом, в МВД не знают. Председатель думского комитета Владимир Плигин пообещал письмо доработать к 5 октября, когда у законодателей закончится региональная неделя.

Общественность готова к походу по судам

«В данной ситуации обе стороны стоят друг друга — и МВД, и Генпрокуратура», — заявил «Газете» председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. Он считает, что министерство взяло на себя много лишнего и попыталось подменить ряд федеральных законов.

«МВД забыло закон «О прокуратуре РФ » , а ведомство Чайки напомнило. Жаль, что Генпрокуратура с таким усердием защищает спецсубъектов — самих себя и не очень печется о рядовых гражданах. Необходимо, чтобы порядок задержания и отстранения спецсубъектов был прописан в федеральном законе и пьяные прокурорские работники не могли свободно разъезжать по дорогам и сбивать людей», — сказал он.

С ним полностью согласен президент Коллегии правовой защиты автомобилистов Виктор Травин.

«Административный регламент представляет собой сборную солянку, сделанную из выдержек различных кодексов и законов и неких собственных нововведений МВД. Первой несоответствия заметила Генпрокуратура. Теперь слово за судьями, депутатами и прочими спецсубъектами » , — считает Травин. Он особо отметил, что регламент содержит массу поводов для обжалования. «Думаю, в Верховный суд обратимся и мы, и простые автолюбители. В частности, нам совершенно непонятно понятие «осмотр» транспортного средства. «Досмотр» подразумевает присутствие понятых, а что такое «осмотр», не поясняется. Есть и другие коллизии, так что работы в суде нам надолго хватит», — резюмировал общественник.

Честный гаишник

Конфликты вокруг спецсубъектов нередки. Наибольшую известность получила история лейтенанта дорожно-постовой службы ( ДПС) Александра Бугурнова из Новосибирской области.

27 февраля 2005 года около 3 часов ночи патруль ГИБДД на одном из перекрестков в центре города остановил иномарку, проехавшую на красный свет.

В салоне находились двое мужчин и две девушки. Водитель предъявил удостоверение помощника прокурора Железнодорожного района Новосибирска Василия Савицкого. Однако документ не убедил инспектора. Учуяв запах спиртного, он вызвал дежурный экипаж ДПС для оформления нарушения.

При заполнении протокола Савицкий неожиданно сел в свою машину и уехал. Экипаж Бугурнова бросился в погоню. Настичь нарушителя удалось во дворе дома, где жил Савицкий. Лейтенант задержал помощника прокурора и в наручниках доставил в РУВД. Пройти медицинское освидетельствование тот отказался.

Далее история повернулась неожиданно для инспектора ГИБДД: его обвинили в превышении должностных полномочий. В 2006 году признали виновным и приговорили к четырем годам лишения свободы условно. От работы в ГИБДД Бугурнов был отстранен, однако год спустя успешно обжаловал приговор в Новосибирском областном суде.

Суд установил, что нормы закона были истолкованы в райсуде неверно: представитель прокуратуры совершил административное правонарушение и потому подлежал оформлению на общих основаниях.

Одновременно по всей стране прошли акции автомобилистов в поддержку честного гаишника. В октябре 2007 года при повторном рассмотрении дела суд полностью оправдал инспектора за отсутствием состава преступления. Бугурнов вернулся на работу в ГИБДД и отсудил 100 тыс. рублей компенсации за незаконное привлечение его к уголовной ответственности.
Источник

БезопасностьНовостиГИБДД,новостиДействующий с 1 сентября регламент ГИБДД, регулирующий действия инспекторов на дороге, подвергся резкой критике на заседании комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству в четверг. Депутаты даже назвали его 'тоталитарным' и не соотносящимся с Конституцией России. Кроме того, они подготовили письмо на имя статс-секретаря — замминистра внутренних дел Николая Овчинникова,...ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ О СИСТЕМАХ БЕЗОПАСНОСТИ